История японских джинсов

Время чтения: 13 минут

У нас в блоге уже есть весьма подробная статья об истории японского денима, в которой, конечно, говорится кое-что и об истории японских джинсов. Однако мы решили создать отдельный материал, посвящённый этой теме, так как она является обширной и интересной. Здесь мы расскажем о том, как развивалось производство японских джинсов и какие фирмы стали первопроходцами и новаторами в соответствующей сфере.

Оглавление:

Первые японские джинсы: подражания, но ещё не аналоги

Благодаря появлению в стране американских военных и распространению информации об американской культуре и американском образе жизни у японцев стал расти интерес к джинсам. Однако после Второй мировой войны страна переживала нелёгкие времена, импортных товаров в Японии было немного, и настоящие новые американские джинсы для большинства японцев были недоступны — их можно было купить только по знакомству или за очень большие деньги, потому что продавались они лишь на американских военных базах и на чёрном рынке.

Со временем в Японии возник рынок second-hand джинсов, а у местных производителей появилось стремление воспользоваться ситуацией и начать производить аналоги американской продукции.

Любопытно, кстати, что в конце 1940-х — начале 1950-х годов second-hand джинсы в Японии нередко сдавали в соответствующие магазины проститутки, которые порой получали плату от американских солдат в виде джинсов и других вещей. Некоторые из винтажных магазинов тех лет — например, Hinoya — работают до сих пор. Местом их базирования является рынок Амейоко в Токио (Ameyoko, Tokyo).

Джинсовый магазин Hinoya в Японии
Магазин джинсов Hinoya

После смягчения существенных торговых ограничений в 1956 году в официальной продаже появились настоящие новые американские джинсы Levi's и Lee, но стоили они очень дорого. Разумеется, были созданы местные альтернативы, и известно, что в конце 1950-х годов джинсоподобные брюки в Японии уже делали, но аналогами американской классики они не являлись. Это были подражания, однако японцы постепенно совершенствовали свою продукцию и пытались воспроизвести традиционные американские технологии. Важным преимуществом первых японских джинсоподобных брюк была низкая цена: некоторые образцы стоили примерно в десять раз дешевле настоящих американских Levi's.

Первые японские джинсы «по американскому рецепту»

Снятие ограничений на импорт тканей помогло развитию японского производства джинсов, но только отчасти. С одной стороны, появились сравнительно доступные американские ткани — и в том числе деним. С другой стороны, японцы пока зависели от американского сырья, потому что местные ткацкие предприятия вплоть до начала 1970-х годов не были в состоянии изготавливать классический американоподобный деним. Их продукция была более лёгкой и окрашивалась другим способом.

Первые японские джинсы американского типа были сшиты из американского денима. Их премьера состоялась в 1963 году, а первопроходцем стала фирма Oishi Trading.

Джинсы из американского денима, которые она выпустила, продавались под брендом Canton. Некоторое время спустя выпуском джинсов Canton занялась компания Maruo Clothing, а в 1967 году она вывела на рынок новый бренд — Big John. Эта марка, основанная Котаро Одзаки и базирующаяся в округе Кодзима (Kojima; префектура Окаяма), существует и в наши дни. Поначалу она использовала деним от американской фабрики Cone Mills — той самой, что поставляла ткани для Levi's и некоторых других именитых брендов.

На японской фабрике джинсов Big John
Архивное фото с производства Big John

Любопытно, что сперва Cone Mills отказались продавать ткани японцам, и джинсы Canton изготавливались из денима от другой американской фабрики — Canton Mills. Однако в 1967 году Maruo Clothing удалось заполучить деним Cone Mills, хотя и не самый лучший (так называемый grade B).

Следует добавить, что существуют и другие точки зрения на то, кто именно выпустил первые японские джинсы американского типа. В частности, на первенство претендуют марки Corn Popper и Eight G, запущенные фирмой Takahata Hosei, а также компания Edwin (которая, кстати сказать, использовала на первых порах деним от американской фирмы Burlington Mills, уступавший по уровню дениму от Cone Mills).

Японские джинсы Corn Popper
Винтажные джинсы Corn Popper

Как бы то ни было, по словам У. Дэвида Маркса — большого специалиста по дениму — только притязания Oishi Trading подтверждены надёжными источниками (кроме того, в скобках заметим, что именно Oishi Trading первой приступила к импорту американского денима в Японию, и она же была пионером в сфере импорта джинсов Levi's и Lee во второй половине 1950-х годов).

Любопытно, что первые японские джинсы не пользовались большой популярностью из-за того, что они были жёсткими, ведь их делали из «сырого» денима (raw / rigid denim), а японцы к тому времени привыкли к поношенным джинсам, которые были значительно мягче и комфортнее. Чтобы повысить спрос, фирма Maruo Clothing стала стирать свои джинсы, сделав их таким образом мягче и заодно придав им немного винтажную внешность. Помимо этого, в 1969 году её марка Big John начала производство первых японских цветных джинсов, которые назывались Road Runner.

Первые цветные джинсы в Японии
Реклама джинсов Big John Road Runner

В 1970-е джинсы Big John уже пользовались очень широкой популярностью в Японии и продавались лучше, чем джинсы Lee, Levi's и Wrangler — более низкие цены были существенным доводом в их пользу. Разумеется, появились и другие «джинсовые» марки, причём базировались они в основном в том же округе Кодзима (Kojima), что и Big John. Вот некоторые имена: Bobson, Betty Smith, John Bull.

Первые японские джинсы из японского денима

Японский деним американского типа появился на свет в начале 1970-х годов, когда японцы освоили классическую технологию окрашивания пряжи для денима — rope dyeing. Фирма Kaihara заявляет, что оборудование для rope dyeing они разработали как раз в 1970 году, а вскоре после этого начали изготавливать классический деним. Есть информация о том, что Kuroki освоили технологию rope dyeing ещё раньше — в 1965 году; как бы то ни было, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что в 1970-х годах Kuroki уже активно производили деним — равно как и Kaihara, а также Kurabo.

Собственно говоря, нередко честь создания первого японского денима приписывают именно компании Kurabo. На самом деле корректнее было бы говорить, что Kurabo первыми разработали коммерчески успешный и по-настоящему популярный японский деним американского типа и достаточно высокой плотности (так, У. Дэвид Маркс пишет, что более ранние японские ткани для джинсов были заметно легче американских эталонов). Первый классический деним от Kurabo был создан то ли в 1972 году, то ли в 1973-м — есть разные версии. Этот деним был назван KD-8, и данную аббревиатуру расшифровывают как Kurabo Denim №8 (восемь — потому что успешной оказалась лишь восьмая попытка создания нужной ткани). Именно Kurabo KD-8 был использован для пошива первых полностью японских джинсов Big John в 1973 году — и, согласно У. Дэвиду Марксу, бренд Big John занимал лидирующие позиции на японском рынке джинсов вплоть до 1980-х годов.

Первый японский деним KD-8
Реклама японского денима Kurabo KD-8

Развитие производства японских джинсов

Как мы уже отмечали в предыдущих статьях, ранний японский деним не имел характерной красной кромки selvedge. Лишь в начале 1980-х годов некоторые фабрики в Японии начали выпускать selvedge деним, а кое-кто приступил к его выпуску ещё позднее — только в 1990-х годах.

Японский ткацкий станок Toyoda
Ткацкий станок Toyoda для производства selvedge денима

Со временем начались эксперименты с неординарными материалами: к хлопку стали добавлять, например, волокна сахарного тростника (sugar cane) и гибискуса (hibiscus), а в редких случаях даже волокна бумаги. Разумеется, появились и варианты денима с минимальными добавками синтетики для эластичности и большего комфорта (несколько процентов эластана / спандекса или полиуретана). Кое-кто начал использовать и полиэстер, а также кевлар (первый вариант — ради экономии, а второй — ради увеличения прочности ткани).

Известный знатокам бренд Full Count, основанный в 1992 году, популяризовал деним из зимбабвийского хлопка — длинноволокнистого, собираемого вручную и очень мягкого. «Сырой» деним (raw denim) из такого хлопка комфортен даже на начальном этапе ношения джинсов, так что его можно рекомендовать тем, кто только собирается познакомиться с классическими и максимально аутентичными джинсами. Здесь же для полноты картины заметим, что деним из зимбабвийского хлопка для Full Count был разработан и изготовлен фирмой Collect из уже упоминавшегося выше округа Кодзима — джинсового центра Японии (но в настоящее время Full Count в основном закупает деним у ткацкой фабрики Shinya Mills, базирующейся в Ибаре / неподалеку от округа Кодзима, тоже в префектуре Окаяма).

Японские джинсы из зимбабвийского хлопка
Джинсы Full Count из зимбабвийского хлопка

Довольно долгое время многие японские производители стремились в общем и целом воспроизводить классические американские джинсы — традиционные модели от «большой тройки»: Levi's, Wrangler и Lee. Некоторые изготавливали (и продолжают изготавливать) так называемые реплики / репродукции (replicas, repro) — не подвальные подделки, а скорее немного вольные копии высокого качества и под своими марками (впрочем, иногда копии были практически полными). Производством реплик особенно увлекались марки Denime, Warehouse и Full Count, основанные соответственно в 1988, 1995 и 1992 годах.

Японская реплика американских джинсов
Реплика Warehouse джинсов Levi's 501

Среди других достаточно известных и не самых молодых японских джинсовых брендов стоит упомянуть Studio d'Artisan (работает с 1979 года) и Evisu (существует с 1991 года). Вместе с Denime, Warehouse и Full Count они образуют так называемую пятёрку из Осаки — Osaka Five. Это не формальное объединение марок, а изобретённый западными блогерами и журналистами термин. Конечно, у всех этих пяти брендов есть общие черты (скажем, место базирования — город Осака и его окрестности), но на практике их джинсы могут сильно отличаться друг от друга. Studio d'Artisan, например, никогда не стремились создавать точные копии американских джинсов и аккуратно экспериментировали с дизайном с момента основания, а Evisu уже давно ввели в ассортимент очень оригинальные модели, которые можно назвать какими угодно, но только не классическими (впрочем, достаточно классические джинсы у Evisu тоже есть).

Японские джинсы Studio d
Джинсы Studio d'Artisan
Японские джинсы Evisu
Джинсы Evisu
Японские джинсы Warehouse
Джинсы Warehouse
Японские джинсы Full Count
Джинсы Full Count

Кроме того, следует добавить, что в Японии были и остаются популярными винтажные джинсы — как просто second-hand, так и экземпляры, которые можно назвать и антикварными. В конце 1970-х годов винтаж американского происхождения был особенно популярен, а среди магазинов, где его можно было купить, прежде всего стоит упомянуть Banana Boat в Токио. Некоторые японцы — в частности, владелец Banana Boat Кендзи Хирано — ездили по США, разыскивая и скупая интересные образцы старых джинсов. Как писал Джош Симс в книге Blue Blooded, винтажных американских джинсов всё равно было маловато, спрос был высоким, и цены на них росли, что тоже способствовало развитию местного производства добротных джинсов с классическим дизайном — более качественных, чем актуальная продукция американских марок типа Lee и Levi's образца конца 1970-х — 1980-х годов.

Японские джинсы в XXI веке

В наши дни производство денима и джинсов в Японии продолжает развиваться. Некоторые фирмы изготавливают максимально классические изделия безупречного качества; некоторые выпускают масс-маркетную продукцию среднего уровня; некоторые проводят смелые эксперименты с дизайном. К примеру, фирмы FDMTL и Kapital, основанные соответственно в 2005 и 1985 годах, предлагают джинсы, которые и джинсами-то не каждый назовёт! Их модели часто снабжены огромным количеством заплаток, дырок и потёртостей, а цены на эти изделия способны впечатлить многих людей.

Экспериментальный дизайн японских джинсов
Джинсы Kapital

Однако и для тех, кто хочет приобрести недорогие и качественные джинсы с обычной внешностью, найдётся подходящий товар из Японии — скажем, в магазинах фирмы Uniqlo, закупающей деним для ряда своих джинсов у компании Kaihara и обеспечивающей хорошее соотношение цены и качества.

Под конец заметим, что новые достойные бренды джинсов продолжили появляться в Японии и в XXI веке. Так, в 2003 году начала работу марка Iron Heart, в 2005 году — OrSlow, в 2006 году — Momotaro и The Strike Gold, в 2010 году — Japan Blue, 1973 и Kuro, а в 2013 году — WASHI. Японцы продолжают эксперименты с материалами, дизайном и техническими деталями, и мы думаем, что всё это идёт на пользу покупателям, так как выбор становится всё шире, а наряду с дизайнерскими и странноватыми джинсами по-прежнему доступны совершенно классические высококачественные модели.

Бесплатная доставка СДЭК
Акция:
Бесплатная доставка СДЭК
Доставим заказ бесплатно до пункта выдачи СДЭК.
Подробнее
Читайте также
Японские бренды джинсов
Японские бренды джинсов
В этом каталоге мы собрали множество японских марок джинсов — как широко известных, так и знакомых лишь узкому кругу ценителей.
Итальянские, японские или американские — какие джинсы лучше выбрать?
Итальянские, японские или американские — какие джинсы лучше выбрать?
Сравниваем японские, итальянские и американские джинсы.
Японские производители денима
Японские производители денима
Многие любители джинсов сегодня считают, что самый лучший деним делают в Японии.

Режим работы:
пн-пт: 11:00—21:00
сб-вс и праздники: 11:00—19:00

Электронная почта:
mail@finedenim.ru

Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.

К контактам

Режим работы:
пн-пт: 11:00—21:00
сб-вс и праздники: 11:00—19:00

Электронная почта:
mail@finedenim.ru

Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д

К контактам