В одной из наших статей мы очень подробно рассказали об истории появления денима и джинсов, а также о том, что представляли собой первые джинсы. Сегодня речь пойдёт про эволюцию денима и джинсов с начала XX века и до конца Второй мировой войны.
Сперва заметим, что вплоть до начала XX века джинсы снабжались не пятью карманами, а четырьмя. Сзади пришивали только один карман, а вот спереди их было три, включая самый маленький — coin pocket. В 1901 году на свет появились первые джинсы с пятью карманами, два из которых находились сзади. Таким образом, дизайн джинсов приблизился к современному, хотя некоторые изменения в карманы ещё вносились (в частности, говорят, что маленький передний карман — coin pocket — уменьшился в размерах).
Следующим важным шагом эволюции стало появление петель для ремня. Как отмечает историк моды Джош Симс, «в 1922 году появились поясные петли — вероятно, по той причине, что подтяжки теряли популярность». Некоторое время компания Levi's выпускала джинсы и с петлями для ремня, и с пуговицами для подтяжек, но в 1937 году пуговицы для подтяжек к джинсам пришивать прекратили. Сегодня все джинсы снабжаются петлями для ремня, а с подтяжками этот предмет гардероба уже почти никто не носит.
В 1927 году американская компания Lee приступила к выпуску первых в мире джинсов с ширинкой на молнии вместо традиционных пуговиц-болтов. Соответствующая модель получила имя 101Z. Любопытно, что фирма Levi's — один из главных конкурентов Lee — выпустила версию своих джинсов 501 с застёжкой на молнии только в 1954 году. Она была названа 501Z.
Задние карманы первых джинсов укреплялись медными заклёпками, однако в 1925 году ситуация начала меняться. Именно тогда на свет появились джинсы Lee 101 Riders без заклёпок на задних карманах: их заменили усиленными швами, чтобы защитить от царапин сёдла и мебель. Двенадцать лет спустя — в 1937 году — фирма Levi's изобрела скрытые клёпки, которые не повреждали мебель и сёдла. Как пишет Джош Симс, «в 1937-м году из-за жалоб ковбоев, что клёпки задних карманов царапают седла, и домохозяек, что они портят мебель, карманы начинают пришивать поверх клёпок».
Кроме того, чуть далее Джош Симс сообщает, что «последние ключевые изменения [в дизайне джинсов] произошли во время Второй мировой войны, и с тех пор дизайн джинсов практически не менялся», и что «в 1947 году появилась та зауженная модель 501, которую мы знаем сегодня».
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что она всё же немного отличалась от наиболее современных джинсов Levi's 501 (в частности, на задних карманах нынешних моделей нет вообще никаких клёпок — в 1966 году их решено было заменить закрепками).
Добавим, что в ходе Второй мировой войны с джинсов убрали элемент под названием back cinch — располагавшийся сзади ремешок с пряжкой, выполнявший роль регулятора посадки и позволявший самостоятельно слегка уменьшить или увеличить джинсы в талии. Тогда же отказались от заклёпки в области промежности (crotch rivet) и от заклёпок на маленьком кармане (coin pocket rivets). Всё это было сделано ради экономии материалов в тяжёлое военное время. Впрочем, ремешок-регулятор back cinch и заклёпка в области промежности на джинсы так и не вернулись, а вот заклёпки на маленький карман в 1947 году были возвращены.
Джинсы создавались для мужчин, и очень долгое время в ассортименте производителей этого предмета гардероба женских моделей просто не было. Ситуация начала меняться только в 1920-е годы. Как пишет американский телеведущий и историк моды Тим Ганн, «в 1928 году в журнале Vogue появилась фотография актрисы Хоуп Уильямс в синих джинсах, правда в мужских, на ранчо-пансионате. Вообще говоря, такие ранчо-пансионаты в то время были невероятно популярны, и отдыхавшим там женщинам приходилось носить мужские брюки, пока в 1934 году не придумали «левисы» для женщин». Соответствующая модель получила название Levi's 701, и в несколько модифицированном виде она выпускается до сих пор.
Далее в своей книге «Библия моды» Тим Ганн отмечает, что в 1930-е годы «женские «левисы» не носили — только если занимались сельскохозяйственными работами или ездили на лошади».
В повседневный гардероб горожан и тем более на подиумы джинсы пробрались только во второй половине XX века, и об этом мы подробно рассказали в статье с заголовком «История джинсов: 1950-1970-е годы». Здесь же добавим, что фирма Lee представила женские джинсы на 13 лет позже, то есть в 1947 году.
Долгое время джинсы шили из «сырого» денима типа raw unsanforized, то есть не подвергавшегося усадке. Соответственно, надо было усаживать их по фигуре самостоятельно и при покупке не забывать о том, что они существенно сядут после первых стирок.
Джинсы из денима unsanforized встречаются и сегодня, но они уже давно стали редкостью, а вот сто лет назад альтернативы им ещё просто не было.
Только в 1932 году американская ткацкая фабрика Cone Mills приступила к выпуску денима sanforized. Он стал возможен благодаря американцу Сэнфорду Локвуду Клюэтту (Sanford Lockwood Cluett), который изобрёл процесс санфоризации в 1928 году и получил патент на своё изобретение два года спустя.
Кроме того, стоит отметить, что в первой половине XX века произошёл массовый переход на использование синтетического индиго для окраски денима. Впервые синтетический индиго получили ещё в 1880-х годах, однако его коммерческое производство стартовало лишь в 1897 году. В течение последующих двадцати лет все (или почти все) производители денима перешли на использование синтетического индиго. Он выгодно отличается от натурального собрата гораздо более низкой ценой и значительно более экономичным расходом; помимо этого, синтетический индиго позволяет окрашивать деним в среднем насыщеннее и равномернее, чем натуральный.
Как известно, первым в мире производителем джинсов и джинсовых комбинезонов стала компания Levi's, однако постепенно эти предметы гардероба начали производить и другие американские фирмы. Так, в 1904 году к выпуску рабочей одежды приступила Hudson Overall Company, в 1919 году переименованная в Blue Bell Overall Company. Ещё через семь лет её приобрела компания Big Ben Manufacturing, которая позднее купила фирму Casey Jones Work-Clothes вместе с весьма известным ныне брендом Wrangler. Впрочем, стоит отметить, что Casey Jones Work-Clothes использовала данную торговую марку очень редко, поэтому в качестве года её рождения обычно указывается 1947-й.
1912 год был отмечен выходом на рынок рабочей одежды компании Lee, основанной ещё в конце XIX века, а в 1913 году на свет появилась компания King-Lockwood Mfg. Company, чуть позже переименованная в L.C. King Mfg. Co. Эта фирма выпускала одежду под марками Pointer Brand, The Jack Rabbit, Carolina Bill, Red Camel. Кроме того, стоит упомянуть компанию Carhartt, основанную ещё в 1889 году (правда, когда именно она приступила к выпуску джинсов, мы не знаем).
Как известно, бренды L.C. King, Levi's, Lee, Wrangler и Carhartt продолжают работать и сегодня, однако не все марки джинсов, существовавшие в первой половине XX века, дожили до наших дней. Так, уже давно нет бренда Boss of the Road, прекратившего существование в 1940-х годах (некогда он был одним из главных конкурентов Levi's). Можно вспомнить и марку Can't Bust 'Em, зарегистрированную в 1909 году, но существовавшую и ранее. В 1946 году компания Lee купила фирму Eloesser-Heynemann, владевшую на тот момент брендами Can't Bust 'Em и Boss of the Road, после чего она их неоднократно использовала, но в сочетании со своим основным брендом Lee, а не как полностью самостоятельные лейблы.
Наконец, следует упомянуть марку The Stronghold, которая ведёт историю с 1895 года и до Второй мировой войны являлась единственным производителем джинсов в городе Лос-Анджелес. В комбинезонах The Stronghold снимались известные актёры Чарли Чаплин и Генри Фонда.
Однако в конце 1950-х годов этот бренд ушёл с рынка. Его возродили только в 2004 году. Сейчас марка The Stronghold известна куда меньшему числу людей, чем в первой половине XX века, однако одежда этого лейбла по-прежнему шьётся в Лос-Анджелесе, из качественных материалов и по аутентичным технологиям.
Подробнее о самых старых американских брендах джинсов вы можете узнать, пройдя по этой ссылке.
Режим работы:
пн-пт: 11:00—21:00
сб-вс и праздники: 11:00—19:00
Электронная почта:
mail@finedenim.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00—21:00
сб-вс и праздники: 11:00—19:00
Электронная почта:
mail@finedenim.ru
Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д